Купить яхту – что нужно знать перед покупкой
Если у вас закралась в душе заветная мечта купить «ту самую-самую яхту», необходимо потратить время и силы на подготовку, сопоставить желаемо с возможностями, а главное планами. Они могут не совпадать с вашими возможностями. И дело не только в деньгах. Мы расскажем, как как выбрать свою первую яхту, и не пожалеть об этом.
Первое, на что следует изучить со стороны – стиль жизни, динамику, скорость, предпочтения в машинах, одежде, хобби. Ведь яхта, как и другие предметы роскоши, являются своеобразным «продолжением» личности владельца. Интроверту, который превыше всего ценит уединенный отдых в кругу семьи, увлечённому рыбаку, любителю спорткаров и завсегдатаю шумных вечеринок подойдут четыре разные лодки.
В деталях представьте свой яхтенный круиз мечты и ответить самому себе на следующие вопросы.
Что мне ближе — парусная яхта или моторная?
Моторные яхты и парусники — это две параллельные вселенные и впечатления от отдыха на них кардинально отличаются.
Парусник требует большей вовлечённости во время переходов. Вы зависите от переменчивого ветра и должны постоянно подстраивать под него паруса. Сделать это не так просто и, вероятно, вам на борту почти всегда будет требоваться ещё хотя бы один человек (а лучше несколько).
Управление парусниками требует гораздо больше навыков и подготовки. Моторки же больше похожи на привычные автомобили.
Пока вы житель суши, надо решить для себя, готовы ли вы потратить много сил на парусник или вам необходим беззаботный отдых.
Обучение искусству управления парусником будет более долгим и сложным, чем получение права на управление моторной яхтой. Практическое и теоретическое обучение занимает от двух недель до месяца. И на первых порах вы сможете ходить только вдоль береговой линии. Чтобы повысить квалификацию, придётся проходить дополнительные курсы, чтобы наработать опыт и морские мили в логбуке.
Скоростные качества парусников и моторок тоже значительно отличаются. А от этого зависит возможность «сбежать» от надвигающегося шторма. В то время, как на моторной яхте только вы решаете, с какой скоростью двигаться, парусник без использования вспомогательного мотора никогда не пойдет быстрее, чем позволяет ветер в данный момент. Штиль? Придётся оставаться на одном месте, либо запустить маломощный двигатель. Такая зависимость от капризов природы далеко не всем будет по душе.
Зато парусники более экологичны и вы сможете существенно экономить на топливе.
Правда, по уровню бытового комфорта парусники, в среднем, проигрывают моторным яхтам. Не зря последние часто сравнивают с «плавучими отелями».
В какой акватории я собираюсь использовать яхту?
Этот вопрос можно поднять на самый вверх, но слишком быстро погружать будущего владельца в технические подробности не хотелось. Оставим его, как основное блюдо.
И так – от ответ на этот вопрос будет зависеть выбор сразу нескольких характеристик будущей яхты: дальность хода, осадка, тип корпуса и надстройки (закрытая или открытая палуба, у парусников — средиземноморский или защищённый кокпит), сертификация.
Дальность хода
Так как этот параметр связан с запасом топлива и мощностью двигателя, он имеет значение только для моторных яхт. Соответствующая цифра в технических характеристиках модели обозначает, какое максимальное расстояние яхта может пройти без дозаправки.
Если вы собираетесь пересечь Атлантику, нужно, чтобы дальность хода превышала 1,5 тысячи морских миль.
Если хотите ходить вдоль побережья с хорошей инфраструктурой от марины к марине, то даже скромного запаса хода в сотню миль будет достаточно.
Считается, что комфортное расстояние между маринами для дневного перехода — 30 миль. В соответствии с этими представлениями, например, в балтийском Финском заливе (по крайней мере, в Финляндии и Эстонии) создана целая сеть небольших марин. Те же удобства представлены на средиземноморском побережье.
Следует учитывать, что максимальную дальность хода яхта покажет в том случае, если вы будете идти с оптимальной (круизной) скоростью.
Тип корпуса
О дальности хода яхты косвенно можно судить по типу корпуса лодки. Глиссирующие яхты всегда имеют меньшую дальность хода и больший расход топлива, чем сравнимые по длине водоизмещающие. Зато глиссирующие яхты гораздо более скоростные.
КАК ПРАВИЛО, ЧЕМ ЭКОНОМИЧНЕЕ ЯХТА, ТЕМ ОНА МЕДЛЕННЕЕ.
Все парусники, в основном, имеют водоизмещающий корпус. Исключение составляют только спортивные яхты на подводных крыльях Это довольно узкий сегмент, который интересен для яхтсменов с большим опытом.
Тип надстройки
По степени открытости палубы моторные яхты можно разделить на открытые, полузакрытые и закрытые. Чем более закрытая палуба, тем более лодка подходит для разных погодных условий.
Для в тёплом климате, в Средиземном море, на Карибах или в Юго-Восточной Азии — рекомендуются полностью открытые яхты или яхты с флайбриджем.
Крыша яхты создана защищать гостей от палящего полуденного солнца, но никак не защитит от проливного дождя и непогоды.
Для северных акваторий выбирайте закрытые лодки, в которых будет уютно даже в пасмурную и прохладную погоду, иначе яхтенный сезон окажется очень ограничен.
У парусников тип надстройки зависит от расположения кокпита. Средиземноморский кокпит сдвинут к корме и открыт. Такая концепция отлично подходит для хорошей погоды, но в дождь и сильный ветер на палубе совершенно негде спрятаться.
Центральный и защищённый кокпит находится ближе к миделю. Обычно утоплен вглубь палубы и более защищен от непогоды. Парусники такого типа подойдут для более холодных акваторий, вроде Северной Европы.
Осадка
Чтобы комфортно ходить в некоторых акваториях, например, на Багамах, осадка лодки должна быть небольшой — слишком уж мелко возле прекрасных коралловых рифов.
У моторных яхт осадка зависит от водоизмещения и типа привода. У парусников — от типа киля. Они бывают как стационарные, так и подвижные (качающиеся и выдвижные). Самые длинные кили обычно встречаются на спортивных оффшорных яхтах. У швертботов же за счёт возможности полностью «втянуть» киль в корпус, осадка минимальна.
Сертификация
Все европейские лодки сертифицируются по классификации CE (от французского «Conformité Européenne» — «Европейское соответствие»). Всего существует 4 класса:
- А — Океан. Такие лодки могут ходить при почти штормовом ветре силой до 8 баллов по шкале Бофорта (34–40 узлов) и волнах высотой до 4 метров.
- В — Море. Такие лодки не могут уходить дальше 200 морских миль от берега. Они способны выдержать ветер до 33 узлов и волны, не достигающие 4 метров.
- C — Прибрежные воды и внутренние водные пути. Эти яхты могут ходить только вдоль берега при ветре до 21 узла и волне менее 2 метров.
- D — Только внутренние водные пути. Эти яхты предназначены для использования в закрытых акваториях, где ветер не превышает 16 узлов, а высота волны — 0,3 метра.
Как зарегистрировать яхту и зарегистрировать лодку в Украине мі расскажем в отдельной статье.
С кем я собираюсь путешествовать?
Будущему владельцу важно с самого начала определиться, в какой компании он собирается выходить на воду. Семья, друзья, одиночное плавание, бизнес-путешествие? Потребуются ли услуги профессионального экипажа (по крайней мере капитана-судоводителя)? Будут ли на борту дети? От ответов на эти вопросы будет зависеть желаемый уровень комфорта яхты, её размер и количество кают, без которых путешествовать на ней будет неудобно.
Количество кают
Даже на самых больших яхтах редко бывает больше шести гостевых кают. То есть в круиз на них отправляются до 12 гостей.
БОЛЬШИНСТВО СЕРИЙНЫХ БЮДЖЕТНЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛИНОЙ 10–18 МЕТРОВ РАССЧИТАНЫ НА НОЧЁВКУ ШЕСТИ, САМОЕ БОЛЬШЕЕ ВОСЬМИ ГОСТЕЙ.
Пассажировместимость
В зависимости от сертификации CE на одной и той же лодке с одним и тем же количеством кают на борту можно перевозить разное количество людей.
Обычно в технических характеристиках модели это показано списком такого вида: CE category A — 8 / B — 12 /C — 14.
Простота управления
Парусники разделяют на те, которыми можно управлять в одиночку (singlehanded) или вдвоём (doublehanded), с неполным экипажем (shorthanded) и только с полным экипажем.
В первую очередь модели, которые подходят для управления сокращённой командой, отличаются тем, как расположены в кокпите лебёдки и утки, на которые заводятся шкоты, фалы, топенанты и прочие элементы бегучего такелажа для настройки парусов. Благодаря этому к работе с парусами безболезненно может подключаться даже рулевой — для этого ему не придётся далеко отходить от штурвала.
У яхт «попроще» обычно менее богатый парусный гардероб.
У моторных яхт управляемость зависит не только от габаритов корпуса, но и от количества двигателей и типа их привода.
КАК ПРАВИЛО, ЯХТЫ БОЛЕЕ 25 МЕТРОВ ПРОЕКТИРУЮТСЯ С УЧЕТОМ НАЛИЧИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКИПАЖА.
Существуют современные технологии, позволяющие облегчить управление даже лодкой 20+: носовые и кормовые подруливающие устройства, стабилизаторы качки, джойстики и даже система умной швартовки.
Бюджет
И так, вы прошли дистанцию информационных сотрясений и ваше воображение уже создало именно ту лодку, которую вы хотите купить. Теперь – оценка ваших финансовых возможностей.
Для начала, может просто оказаться, что ваши ожидания вы не можете себе позволить в данный момент. Или что на лодках подходящего вам размера вообще не бывает таких опций.
И ещё на этапе планирования покупки необходимо тщательно продумать не только то, сколько вы готовы заплатить за приобретение яхты, но и то, сколько потом ежегодно будет стоить её содержание. Ведь чем больше яхта, тем больше будут обе суммы.
СТОИТ ПОМНИТЬ: «БОЛЬШЕ» НЕ ВСЕГДА ЗНАЧИТ «ЛУЧШЕ».
Спешим заменить, что специалисты же рекомендуют покупать лодку «на вырост». Тогда её не придётся экстренно продавать через пару лет из-за того, что вам захочется чего-то покруче. Ведь процедура трудозатратная.
Если бюджет позволяет купить 18-метровую яхту, вполне вероятно, что стоит поступить именно так, а не ограничиваться 9-метровой.
И уж точно не стоит руководствоваться принципом «маленькой лодкой легче управлять». Навыки управления яхтсмен-новичок в любом случае быстро разовьёт. А вот нехватку пространства на лодке можно компенсировать, только купив другую, побольше.
Мы выделяем два способа сэкономить на покупке яхты : взять б/у или оформить лодку в долевое владение (когда вы владеете и эксплуатируете яхту вместе с несколькими своими друзьями). Есть также практика выкупа яхты у чартерной компании, когда покупатель соглашается в течение 4-5 лет сдавать яхту в аренду в той же фирме. Если покупатель полностью выкупает яхту, то весь доход от чартера идет ему в карман, если частично (30-40% от стоимости), то чартерная компания забирает прибыль от чартера себе. Оставшуюся сумму покупатель выплачивает после завершения 4-5-летнего контракта на чартер, то есть это такая форма покупки яхты в рассрочку. Об этих способах мы расскажем в другой статье.
В любом случае, при расчете бюджета следует закладывать расходы на содержание яхты. В среднем они составляют от 5 до 15% от стоимости в зависимости от размера и типа.
Что дальше?
Когда образ «лодки мечты» сложился более-менее отчётливо и бюджет на неё определён, можно начинать её поиски в реальном мире — исследовать рынок.
Начните с интернета
Просмотрите обзоры в яхтенных журналах и на тематических онлайн-порталах и видео-обзоров от множества владельцев лодок и блогеров (включая Youtube itBoat).
Более прицельно выбирать конкретные лодки лучше всего на больших сайтах-агрегаторах. Они предоставляют большую базу разных моделей и удобный функционал для их сортировки по нужным критериям и сравнения яхт между собой.
Данный материал подготовлен для полного информирования того, как купить яхту для начинающих. Мы продолжаем серию информационно-обучающих статей и предлагаем узнать, как стать пилотом и получить лицензию пилота PPL в Украине.